On-line рубрика «Старинные и редкие книги»
Николай Герасимович Помяловский (1835-1863)
Счастье всегда впереди – это закон природы
Помяловский Н.Г.
Дорогие читатели!
Очередной выпуск on-line рубрики «Старинные и редкие книги» посвящен русскому писателю и прозаику Николаю Герасимовичу Помяловскому.
Всего около трех лет длилась писательская деятельность Н. Г. Помяловского. Огромные замыслы этого писателя-новатора не успели реализоваться и поэтому в его наследии преобладают неоконченные произведения. И все же эта замечательная писательская фигура стоит не только в центре такой бурной литературной эпохи, как 60-е годы, но является основоположной для всей русской революционно-демократической литературы конца XIX и начала XX века.
Среди писателей – демократов 60-х годов, этих, по выражению Горького, «разнообразно и размашисто талантливых людей», которые «сурово и поспешно» рассказывали «тяжелую правду жизни», «суровому реалисту» Помяловскому принадлежит первое место.
Помяловский, как и многие другие выдающиеся представители революционной демократии 60-х годов (Чернышевский, Добролюбов), происходил из русской духовной семьи. Отец его был дьяконом кладбищенской церкви Марии Магдалины.
Детство и отрочество Николай Герасимович провел на Малой Охте. Помяловский – писатель впоследствии создал удивительные типы охтинских поселян, показал их оригинальный быт и нравы, яркий колорит этой своеобразной вольницы, вскормленной Малой Охтой. Любовь к Малой Охте осталась у Помяловского на всю жизнь. Он ее поэтизировал в своей неоконченной повести «Поречане». О ней он трогательно всегда отзывается в своих письмах.
Однако Малая Охта наделила Помяловского горьким недугом, от которого впоследствии так безвременно он и погиб. Страшно читать его признание в письме к Я.П. Полонскому: «Первый раз я был пьян на седьмом году. С тех пор … страсть к водке развивалась крещендо и диминуендо». Развитию этого недуга, как видно, особенно способствовали кладбищенские игры и праздничные гулянья на Охте. Малыш играл не в солдатики, а в похороны и отпевания. А что такое похороны, кроме плача и горечи? Это поминки, где водочка льется рекой. Льется она и по праздникам, когда незатейливые местные ребята дерутся стенка на стенку. Льется и в будни, просто так, без повода.
14 лет Помяловский провел в «бурсе» (так называли обычно духовные училища и семинарии). Эти годы оставили в сознании Помяловского неизгладимый след. В 1862-1863 годах в журналах «Время» и «Современник» начинают публиковаться «Очерки бурсы». По замыслу автора, полный цикл должны были составлять около двадцати очерков, но написать он успел лишь пять, последний из них был опубликован посмертно.
«Очерки бурсы» произвели потрясающее впечатление на современников. Помяловский показал педагогов, не уступавших в своей жестокости даже царским тюремщикам. Он изобразил учебные заведения, более страшные, чем каторжные «мертвые дома». Параллель между каторгой и бурсой напрашивалась тогда у всех в связи с тем, что в журнале «Время» рядом с «Очерками бурсы» печатались «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского.
Помяловский неоднократно подчеркивал, что в его произведении нет ничего вымышленного, что все герои там списаны с натуры. В четвертом очерке бурсы, под заглавием «Бегуны и спасенные», автор вывел самого себя под именем Карася. Методичный Помяловский вел счет, сколько раз за восемь лет обучения его пороли. Четыреста. Пятьдесят раз в год. Каждую неделю. А на коленах без обеда он стоял, почитай, каждый день.
Нечего и говорить, что змеиному шипению охранителей бурсацкой педагогической системы, разоблаченной Помяловским, не было границ. Церковные публицисты исходили злобой, критикуя эти очерки. Они создали версию, будто Помяловский был выгнан за пьянство из семинарии. В отместку, мол, написал свой первый очерк, от которого печать пришла в восторг, объявляя автора гениальным писателем, требуя от него продолжения этих очерков. И вот «бедный невольник печати» продолжал писать, нуждаясь в деньгах…на водку.
«Очерки» имели сенсационный успех, произвели на общество сильное впечатление. Культурное русское общество с ужасом узнало, что в Петербурге – центре культурной жизни, существует известная до сих пор по добродушному описанию Гоголя бурса и что в этой бурсе творятся дела, поражающие своей бесцельной и бесчеловечной жестокостью.
«Очерки бурсы» сыграли важную роль в дискуссии о школьном образовании и телесных наказаниях школьников, которая велась в России в эти годы. Начата она была еще в 1850-х. Знаменитой была статья известного врача Николая Пирогова «Нужно ли сечь детей?», опубликованная в 1858 году, где он выступил против телесных наказаний. Однако далеко не все разделяли это мнение. Например, сторонником порки в качестве наказания, как для взрослых, так и детей выступал митрополит Филарет. В 1862-1863 годах вышли в свет «Очерки бурсы». А уже 17 апреля 1863 года указом Александра II порка была отменена как мера уголовного наказания. На следующий год был издан «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
После публикации «Очерки бурсы» Помяловский еще задумывает большой роман «Брат и сестра», но наступает политическая реакция: были закрыты воскресные школы, приостановлено издание «Современника», арестован Н.Г. Чернышевский. Эти события потрясли писателя, и все же он продолжает работу над следующими «Очерками бурсы», заканчивает несколько глав романа «Брат и сестра», задумывает новый роман «Каникулы» или «Гражданский брак». Роман «Брат и сестра» и повесть «Поречане» остались неоконченными.
Есть в литературе ряд невосполнимых утрат. Одна из них ненаписанный роман Помяловского «Брат и сестра». Согласно замыслу – брат и сестра, наивные люди гуманных идей, опускаются все ниже и кончают приютами на Сенном рынке. Помяловский думал показать дома терпимости, воровские притоны, дать типы проституток. Идея лежала на поверхности, позже ее использовал Всеволод Крестовский в своем романе «Петербургские трущобы».
Помяловский, изучая нравы Сенной, не вылезал оттуда неделями, погружаясь все глубже в низовой элемент, приобретя друзей на час. Брат то и дело получал от него записки: «Володя, я сильно пью! Возьми меня!.. Если ты не согласишься на этих днях отобрать от меня деньги, я пропью свою душу. Я хвораю уже.. Мочи нет и жить, братец тяжело; хочется хоть в водке забыться, хотя и понимаю, что это не дело». Приходя в себя, Помяловский сам ужасался своего положения и чувствовал, что заходит очень далеко. «Не презирай меня… Я болен» (из письма к А.Н. Пыпину).
Его страдания были до того сильны, что он все время боялся сойти с ума и просил друзей убить его, если случиться такая беда. Силы иссякали. Болезнь обострялась. Появлялись частые припадки белой горячки, сопровождавшиеся кошмарными галлюцинациями…
В начале октября 1863 года после приступа белой горячки на ноге образовалась опухоль. Занявшись самолечением, Помяловский пошел в баню и поставил на ногу пиявок. Открывшаяся на ноге гангрена положила конец его бурной, многострадальной жизни. У матери Помяловского не было денег на похороны – похоронили его на средства Литературного фонда. На могильной плите писателя изображена книга «Очерки бурсы». Судьба этого писателя одна из самых горьких страниц русской литературы. Ему было всего 29 лет.
«Очерки бурсы» стали уникальным источником школьного фольклора XIX века. Кроме того, благодаря Помяловскому в русском языке появилось выражение «кисейная барышня» в повести Помяловского «Мещанское счастье». Внимание к этому выражению и соответствующему образу привлек Дмитрий Писарев, опубликовав в 1865 году очерк «Роман кисейной барышни» о произведении Помяловского. В 1990 году по мотивам повести «Очерки бурсы» был снят фильм «Бурса», режиссера Михаила Ведышева.
Фонд редкой книги представляет произведения Н.Г. Помяловского «Очерки бурсы» и неоконченные произведения писателя, вышедшие в петербургском издательстве А.Ф. Маркса в 1912 году.