On-line рубрика "Тысяча и одна книга"
Борис Пастернак
Дорогие читатели!
Очередной выпуск on-line рубрики "Тысяча и одна книга" посвящен творчеству Бориса Пастернака.
Представляем вашему вниманию авторскую книгу Бориса Пастернака "Сестра моя, жизнь: стихи, проза".
Эта книга представляет собой историю жизни и творчества Бориса Пастернака, отраженную в его стихах, прозе и письмах. Приведены отрывки из воспоминаний современников. Материалы подобраны с тем, чтобы показать творческий процесс создания произведений поэта на основе событий его жизни, как и из чего "растут стихи". В них отразились его мысли и состояние души, которые одновременно были закреплены в письмах Пастернака разным людям и в его прозе.
"Сестра моя, жизнь" – книга лирических стихотворений Б. Л. Пастернака, написанных, в большинстве, весной-летом 1917 г. в Москве. Отдельные стихотворения из будущей книги печатались в России в 1918–1920 гг., целиком – в 1922 г.
Сам Пастернак так передавал историю возникновения книги : "Когда я заканчивал "Поверх барьеров", девушка, в которую я был влюблен, попросила меня подарить ей эту книгу. Я чувствовал, что это нельзя – я увлекался в то время кубизмом, а она была сырая, неиспорченная, – и я тогда поверх этой книги стал писать для неё другую – так родилась "Сестра моя, жизнь", она так и не узнала об этой подмене".
Девушка, о которой идет речь, это Елена Александровна Виноград, в замужестве Дороднова (1899–1987), а слова "поверх этой книги" означали буквальное заклеивание листов в издании "Поверх барьеров" и замену их новыми, рукописными. В обложке "Поверх барьеров" рукопись большинства стихотворений, составивших впоследствии книгу, была подарена Елене Виноград в июне 1917 г., перед её отъездом из Москвы в Саратовскую губернию.
С другой стороны, её образ как человека, пытающегося не идти на компромисс ни с совестью, ни с собственной судьбой, ассоциировался у Пастернака с революцией, в которой он видел стремление покончить с унижением и несправедливостью и естественное желание человека говорить собственным голосом. Образ оскорбленной женщины, таким образом, становится для Пастернака поэтическим символом революции.
Отдельная тема книги – лермонтовская, отразившаяся в её посвящении Лермонтову и в стихотворении, открывающем её первый цикл, – "Памяти Демона". Кроме очевидного сходства с "возрастом Лермонтова" (в 1917 году Пастернаку исполнилось 27), обращает на себя внимание то, что именно Лермонтов был для Пастернака в то время "олицетворением творческой смелости и открытий, основанием повседневного свободного поэтического утверждения жизни".
Книга неоднократно переиздавалась как при жизни Пастернака, так и в последние десятилетия. Сразу после выхода в свет, получила одобрительные отзывы О. Мандельштама, М. Цветаевой, В. Брюсова и других современных писателей и критиков. Сам Пастернак, однако, впоследствии критически подходил ко всему им написанному до 1940-го года, и к "Сестре", в частности: "Слух у меня был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими вокруг. Все нормально сказанное отскакивало от меня".
В сознании массового читателя "Сестра моя, жизнь" олицетворяет раннего Пастернака.
Приедается всё.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
В белую пряность акаций
Может, ты-то их,
Море,
И сводишь, и сводишь на нет.
Читайте интересную литературу вместе с нами! До новых встреч!!!