Елабужский феномен
Дорогие читатели!
Очередной выпуск on-line рубрики «Старинные и редкие книги» посвящен династии Стахеевых.
Город Елабуга известен в первую очередь тем, что в нем покончила с собой великая русская поэтесса Марина Цветаева. Однако же до революции у города была несколько иная слава.
Вятские губернские ведомости в 1904 году писали: «Мы затрудняемся указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размахах, как в Елабуге». Действительно, здесь практически не было нищих, бездомных.
Воплощением елабужской благотворительности было семейство Стахеевых. Два брата Иван и Дмитрий Стахеевы прославились не только талантливейшей постановкой торгового дела, прекрасно разбирались в большой коммерции, но и широкой благотворительностью и меценатской деятельностью.
Город так и называли «Стахеевская Елабуга». Писатель Евгений Пермяк в книге «Горбатый медведь» так описывал этот удивительный род: «Главная фамилия в городе – Стахеевы. И это не просто фамилия, а второе слово после слова Елабуга. Стахеевы здесь имеют ко всему отношение. Они сильнее губернатора. Они почти царствующий дом».
Семья Стахеевых в 1914 году входила в список 30 богатейших предпринимателей России. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II. Это был могущественный род, который опирался на огромные капиталы, созданные в течение веков. Род был очень старинный.
Купцы Стахеевы торговали хлебом, чаем, сахаром, промышленными товарами. Именно купечество дало миру столь известные имена как Третьяковы, Мамонтовы, Щукины, Морозовы и многие другие. К ним с полным на то основанием, можно отнести династию Стахеевых.
Об их благотворительной деятельности складывали легенды. Из года в год в течение сорока лет братья Стахеевы отдавали по миллиону рублей на благотворительные дела. Если учесть, что овца тогда стоила полтора рубля, а корова десять – двенадцать рублей, то, в общем – то, выходила космическая цифра для того времени.
В начале 1870-х годов в Елабуге был образован «Благотворительный братьев Д.И и И.И. Стахеевых комитет». Собственность фонда зашкаливала за два миллиона рублей. На средства Стахеевых в Елабуге и в других городах страны были построены 19 учебных заведений, 11 церквей, 2 мечети, приюты и многое другое. Значительная часть старой Елабуги, по которой сегодня водят туристов, была построена Стахеевыми.
А ведь существовал еще и «Фонд имени Стахеевых» выделявший около миллиона на благотворительные нужды по заявлениям и просьбам нуждающихся, в том числе регулярно поддерживая 29 бесплатных народных столовых для взрослых и 99 пунктов выдачи продуктов неимущим.
Будучи городской головой, Иван Иванович Стахеев содержал воспитательное отделение для сирот, построил каменный мост, Казанско-Богородицкий монастырь. Его жизненное кредо было делать добро, служить людям. Чтобы дать понятие о размерах его благотворительности, достаточно указать на то, что в некрологе об Иване Ивановиче Стахееве в «Вятских губернских ведомостях» в 1885 году было написано, что «бывший некогда миллионер и главный воротила торговых дел умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения».
2 февраля 1840 года в семье Ивана Ивановича Стахеева, известного своими многомиллионными пожертвованиями, родился сын Дмитрий, который в последствие стал известным писателем. В 14 лет для формирования в нем торговых навыков отец отправил Дмитрия в Томск, а затем в Кяхту, с 16 лет он самостоятельно вёл чайное дело на сотни тысяч рублей, с 18 лет числился купцом II гильдии. Но повзрослев, Дмитрий понял, что торговля это не его и бросил купеческое дело, за что был публично изгнан из семьи Стахеевых. «Бестолковый он, бестолковый», – кричал старик на всех перекрестках,- «На какую дорогу сунулся, пропадёт понапрасну».
И началась разночинская жизнь писателя, в которой он всего добивался сам. Насыщенный жизненный опыт отразился в многочисленных произведениях Стахеева – романы «Обновленный храм», «Избранник сердца», повесть «Искры под пеплом», многочисленные рассказы повествуют о широкой палитре жизни купцов.
Если у Островского купцы – хитрые дельцы, кабанихи, то Стахеев создает не типичный для литературы XIX века образ купца-созидателя, справедливого и сильного духом, способного пожертвовать собой ради других. В его произведениях прекрасно описаны картины провинциальной жизни старинного купеческого города середины XIX века. Благодаря его книгам возникает преемственность событий и поколений, остро ощущается связь времен.
Династия купцов Стахеевых воплотила в себя созвездие ярких личностей купцов-меценатов: Иван Иванович, Дмитрий Иванович (брат Ивана Ивановича, которому в Елабуге поставили памятник), Федор Васильевич (в копилке дел Федора Стахеева электрификация Елабуги, благодаря ей город оказался в десятке первых населенных пунктов страны, где появилось электрическое освещение). В этой династии Стахеевых был и Николай Дмитриевич, который стал прототипом… Кисы Воробьянинова из «12 стульев». Стахеев всегда много путешествовал, меценатствовал, проматывал целые состояния в казино. Говорят, из-за него в семье Стахеевых даже появился негласный запрет называть сыновей Николаями. В 1918 году он тайно вернулся в Москву, чтобы забрать припрятанные в особняке драгоценности. Однако был задержан и попал на Лубянку. Но ему удалось вырваться, предложив компромисс: он раскроет все свои тайники в обмен на возможность уехать в Париж. Так и случилось, а найденные богатства пошли на строительство в Москве Центрального дома культуры железнодорожников. Ильф и Петров в 1920-е годы работали в газете «Гудок», где и узнали об этой истории, положив ее в основу своего знаменитого романа.
В Елабуге регулярно проводят Международные Стахеевские чтения, посвященные не только знаменитой династии, но и всему купечеству в целом, его роли в жизни российской провинции. Фонд редких книг бережно хранит дореволюционные издания самобытного писателя Д.И. Стахеева.