Был героем Салават.
3 июня 2016 года модельная библиотека № 36 организовала и провела беседу-диалог "Был героем Салават" с летним лагерем гимназии № 16, на которой ведущий, заведующий компьютерным залом библиотеки Тедиков Н.В. рассказал о нелегкой судьбе башкирского национального героя, одного из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижника Емельяна Пугачёва; поэта-импровизатора Салавата Юлаева.
На встрече слушатели узнали, что Салават Юлаев - народный поэт Башкирии, воин, сподвижник Емельяна Пугачева.
Более ста лет его имя было под запретом; целый век во всей Башкирии ни одного младенца не осмеливались назвать Салаватом. Среди башкирского народа его имя прославилось замечательными стихами, зовущими к стойкости в борьбе с врагом, воспевающими безграничную любовь к родине, ее полям, лесам, кочевьям.
Народные предания повествуют о том, что когда Салават пел песни, люди с охотой шли в бой, не чувствуя боли от ран, не боясь смерти от пули или сабли.
На самой высокой точке города Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой, стоит величественный монумент. Привстав на стременах и могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня. Смелое и волевое лицо, правая рука с плетью-камчой, поднятая в призывном движении. Это национальный герой башкирского народа Салават Юлаев
Как он выглядел? Из всех участников Крестьянской войны 1773-1775 гг. нам доподлинно известен лишь внешний вид Пугачева: сохранилось несколько прижизненных его изображений. Однако "Именная опись", составленная Уфимской провинциальной канцелярией при отправлении в Рогервик, дает некоторое представление о внешности Салавата: "..ростов дву аршин четырех вершков с половиною, волосом черен, глаза черные. На левой щеке рубец, бит кнутом, ноздри рваные, на лбу и на щеках указные знаки...". Будучи небольшого роста, он обладал, вероятно, большой физической силой. Косвенно об этом можно судить по тому, как быстро после тяжелых ранений (под Оренбургом, Кунгуром, Осой) Салават вновь оказывался в строю. При этом он почти "не слезал с седла". Наконец, сколько нужно было сил, чтобы вынести семимесячный допрос, а после тяжелейшую экзекуцию.
Во многих произведениях устного творчества подчеркивается огромная сила Салавата.
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.
Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.
Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).
Тедиков Н.В.