Рубрика «Уфа. Исторические факты»
Пионер Башкирии
70-лет со дня открытия Уфимской детской железной дороги имени Героя Советского Союза В. П. Доброреза в парке культуры и отдыха им. И. Якутова
Сегодня, 19 мая, в День Пионерии вспомним историю Уфимской детской железной дороги в парке культуры и отдыха им. И.Якутова, т.к. первый поезд, пущенный по этой дороге назывался «Пионер Башкирии».
Шефство над парком им. И. Якутова осуществляло Управление Уфимской железной дороги. В 1952 году Управлением было принято решение о создании в Уфе детской железной дороги. Такие детские железные дороги, начиная с 30-х годов, открывались по всему Советскому Союзу. Это был уникальный опыт приобщения детей среднего и старшего школьного возраста к секретам рабочей профессии железнодорожника. На таких железных дорогах все было по настоящему, это не был просто парковый аттракцион. Был настоящий железнодорожный путь, пусть и узкоколейный, настоящий паровоз, настоящие вагоны, настоящие стрелочники и все это обслуживали сами дети, после специальной профессиональной подготовки. В результате многие поколения советских школьников получали возможность почувствовать себя в роли железнодорожника – машиниста, проводника, кондуктора, кассира, стрелочника и т.д. Став взрослыми многие связали свою жизнь с железными дорогами.
Детская железная дорога в Уфе строилась в 1952-1953 годах. Были проложены 2 км. железнодорожных путей, узкоколейные, в виде «восьмерки». Железнодорожный путь имел «глухое» пересечение без стрелочных переводов. Путь пересекался в центральной части парка. Имелась одна станция, в разные годы она называлась «Пионерская» и «Юность». На станции построен деревянный вокзал. Обустроены - будочки с дежурными, шлагбаумы и мост через путь в районе Дворца пионеров.
10 мая 1953 года движение поездов открыли. В свой первый рейс отправился поезд «Пионер Башкирии». Рейс составлял 10 минут. Вела его локомотивная бригада – машинист-инструктор Александр Ивлев и два юных железнодорожника Владислав Иванов и Константин Усов.
Первоначально подвижной состав был представлен паровозом, ранее работавшим на Белорецкой узкоколейной железной дороге, и тремя пассажирскими вагонами открытого типа, сделанными из грузовых вагонов-платформ.
В 1959 году на Уфимскую детскую железную дорогу поступил тепловоз ТУ2-104, который прослужил долгие годы, ровно полвека. Старые «самодельные» вагоны были заменены в 1961 году. Поступили семь цельнометаллических пассажирских вагонов польского завода Pafawag.
Большая реконструкция была проведена в 1985-1986 годах. В это время была проведена большая реконструкция самого парка. План парка изменился, изменились и железнодорожные пути, они стали представлять собой кольцо, а протяженность составила 1,9 км.
В 90-е годы детская железная дорога сумела выжить и в настоящее время по своему оснащению не отстает от современных требований к железнодорожному транспорту.
В 1996-97 годах на месте старого деревянного вокзала был построен кирпичный, в архитектурном плане такой же как и старый вокзал. А станция стала называться «Юность».
В 1997 году дороге было присвоено имя Героя Советского Союза Василия Павловича Доброреза.
С 2003 года детская железная дорога в парке имеет 2 станции – «Юность» и «Приозерная» возле Солдатского озера. Поезд теперь стал отправляться с «Приозерной». Уложены новые стальные пути с более качественными рельсами и железобетонными шпалами вместо деревянных. В 2010 году был приобретен специально разработанный для детских железных дорог тепловоз серии ТУ 100, который внешне повторяет черты современных скоростных поездов. Пришли и новые комфортабельные вагоны. Общая протяженность путей сегодня составляет 1,9 км. Подвижной состав сегодня состоит из тепловозов ТУ10-010, ТУ7А-3357, семи вагонов ПВ40.
На «Приозерной» оборудован пункт отстоя подвижного состава и новый учебный комплекс. Юные железнодорожники в современных аудиториях осваивают 11 специальностей: дежурный по станции, машинист локомотива, проводник пассажирского вагона, начальник поезда, ревизор, монтер пути и другие.
Детская железная дорога в Уфе продолжает работать. Происходит ее обновление и дальнейшее развитие. Она продолжает радовать юных уфимцев поездками в красивых, удобных вагончиках вокруг всей территории парка. Юные железнодорожники постигают азы профессии и на практике понимают, как важно знать и понимать все тонкости дела, которому служишь.
Литература:
-
Зелов, Дмитрий. Детские железные дороги - феномен страны Советов / Д. Зелов. - (Это интересно). - Текст : непосредственный // Смена. - 2018. - № 6. - С. 48-55 : фот..
-
Крайнов, Павел. В ногу со временем: Уфимская детская железная дорога получила новое оборудование / П. Крайнов. - (Это полезно знать). - Текст : непосредственный // Комсомольская правда. - 2019. - 5 апреля. - С. 7 : фот. цв..
-
Нуриманшина, Ирина. 3 D - реалии кванториума. На детской дороге немало перемен / И. Нуриманшина. - (Экскурсия). - Текст : непосредственный // Вечерняя Уфа. - 2019. - 9 апр. - С. 5 : фот.
-
Фатыхов, Алексей. Поезд детства / А. Фатыхов. - (Столичный почерк). - Текст : непосредственный // Уфа. - 2018. - № 9. - С. 38-41 : фот. цв.
Заведующий справочно-библиографическим отделом
Светлана Левкова