On-line рубрика «Уфа. Это интересно»
Строительство железной дороги в Уфе
450-летию образования Уфы посвящается...
Дорогие читатели!
Очередной выпуск on-line рубрики «Уфа. Это интересно» посвящен истории железнодорожного сообщения Уфы.
Уфа вторая половина ХIХ века. Небольшой уездный, провинциальный город ведет тихую размеренную жизнь. Уфа находится довольно далеко от центра России. Добраться до центра можно только гужевым транспортом по бездорожью. Особенно тяжело в период осенней и весенней распутицы.
Еще с 1868 года уфимская общественность обращалась в правительство с просьбой о строительстве железной дороги через Уфу. Необходимость в железной дороге, которая соединила бы центр с Сибирью, назрела уже давно. Для уфимцев главное было, чтобы такая дорога проходила именно через Уфу. Решение о строительстве дороги принималось долго. В 1880 уфимское дворянство во главе с Дмитрием Волковым, городским главой, который успешно руководил Уфой с 1874 года, ходатайствовали министру государственных имуществ о строительстве железной дороги на Уфу и Златоуст.
В мае 1885 года проект железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск - Екатеринбург был утвержден. 1 июля 1885 в 12 километрах от города провели молебен в честь начала укладки рельсов. Строительство велось за счет государственной казны в основном силами крестьян.
Весной 1886 года газета «Уфимские губернские ведомости» писала: «Наконец, постройка железной дороги – свершившийся факт…, вокзал заложили в лучшей части города, на Сафроновской пристани». Первое здание железнодорожного вокзала в Уфе двухэтажное, компактное и довольно вместительное.
В строительстве железной дороги Уфа – Златоуст принимали участие известные русские инженеры Адрианов Г.В., Дормидантов Н.Ф., Будагов Г.С. и др. Интересные факт, среди инженеров работал известный русский писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, который успевал писать статьи и повести. Свои впечатления об этом периоде жизни он выразил в неоконченной повети «Вариант».
Строительство дороги было трудным. Строители провели большой объем земляных, скальных, взрывных и других работ. Приходилось прокладывать железнодорожный путь, срезая горы, взрывать горные породы, устраивать подпорные насыпи, осуществлять выемку грунта и скальных пород. Например, на повороте к деревне Черниковке пришлось убрать целый холм, вставший на пути. Дорога по ходу движения проходила по сложному рельефу – справа располагались высокие, покрытые лесом горы с отвесными скалами и пещерами, слева судоходная река Белая.
Железная дорога подходила к Уфе с запада по мосту через р. Белую. Мост построен по проекту инженера Н.А. Белелюбского cостоял он из 6 пролетов, с отверстиями по 50 сажень (сажень – 213 см.). Первоначально были сделаны боковые настилы для пешеходов, позднее они были убраны из соображений техники безопасности. Открытие моста состоялось в 1888 году.
«Свершилось вековое событие – открытие Самаро-Уфимского железнодорожного пути, первого участка Сибирской железной линии, имеющей большое значение для будущей судьбы города» - писала газета «Уфимские губернские ведомости» 8 сентября 1888 года.
Первоначально дорога имела небольшой грузооборот, депо насчитывало 60 маломощных паровозов простой конструкции серии ОВ «Ижица», 15 пассажирских и 750 товарных вагонов. С дальнейшим строительством дорога стала называться Самаро-Златоустовская, протяженностью в пределах Уфимской губернии на 533 версты. И в начале ХХ века она «…служит главным звеном, соединяющим сеть русских железных дорог с Великою Сибирскою паровою магистралью, и для России имеет огромное значение… Вообще эта дорога, имея горный характер, отличается особенной живописностью и … представляет прекрасную панораму чудных картин природы…» (Уфимские губернские ведомости. – 1888 – 8 сентября»).
Фотографии железной дороги, которая петляет среди Уральских гор, попали на глаза императора Николая II. В Уфу был послан личный фотограф царя, председатель фотографической секции Русского императорского технологического общества Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлеть Уфу на фотоснимках. Фотограф блестяще выполнил поручение государя, и мы имеем великолепные снимки нашего города начала века.
Со строительством железной дороги в Уфе были открыты паровозо- вагоноремонтные мастерские - вагонный, сборный, токарный цехи. Железнодорожная магистраль способствовала развитию Уфы и всей Уфимской губернии, превратив город в развитый торгово-промышленный центр. Железная дорога связала отдаленную Уфу с центральными регионами России.
«Направление железной дороги на г.Уфу …, вызвало громадный прилив в г.Уфу людей труда, предприимчивости и капиталов, заинтересованных прямо или косвенно в эксплуатации железной дороги. Деятельность этих лиц внесла в экономическую жизнь города огромный прирост населения, отразившийся чрезвычайно благоприятно на развитии городского бюджета». (26 января 1896 г.)
Библиография:
- Добротворский, П. Уфа-Златоустовская железная дорога. Накануне открытия // Уфа: страницы истории: кн. 2 / сост. М.В.Агеева. – Уфа: Инеш, 2014 – с.83-88.
- Нигматуллина, И.В. Как начиналась магистраль (о Самаро-Златоустовской железной дороге) // Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – 2-е изд, перераб.- Уфа: Белая река, 2007 – 167-171.
- Нигматуллина, Ирина На бывшей улице Усольской // Уфа: страницы истории: кн. 1 / сост. М.В. Агеева. – Уфа: Имеш, 2015 – с. 31- 32.
- Чечуха, А. Веселится и ликует весь народ: [8 сентября 1888 года открытие Самаро-Уфимской железной дороги] / А. Чечуха. - Текст : непосредственный // Уфа. - 2008 - № 9 - С. 62-63.
Светлана Левкова,
заведующая справочно-библиографическим отделом
МБУ ЦСМБ ГО г.Уфа РБ