Арт-терапия. Что общего у детей и «монстров»?
Третьего марта в Центральной городской библиотеке прошла встреча учеников 3-го «А» класса СОШ № 97 с интересным человеком. Есть такое направление в психологии – арт-терапия.
Мустафин Искандер Артурович работает в Республиканском центре социальной помощи семье и детям. Он проводит различные мероприятия для детей Уфы. В Центральной городской библиотеке событие проходит уже в третий раз. И вот что он по этому поводу говорит:
- Начнем с того, что арт - терапия – это лечение с помощью искусства и творчества. Ведь все дети разные, и если кому-то легко выражаться среди ребят, то, как быть с теми, кто наоборот, застенчив, скован и сидит один словно «в домике»? Поэтому наша задача помочь всем им социализироваться, и постепенно прививать им привычку свободно выражать свои чувства и мысли.
- Из названия видно, что от детей требуется только что-то нарисовать. Но есть и другие способы научить их социализации. В чем особенность арт-терапии?
- Работает этот способ следующим образом: во-первых, мы даем ребенку задание придумать и нарисовать своего героя. Неважно, какой это будет персонаж, пусть даже не человек. Ребенок в любом случае выразит если не себя, то свое внутреннее восприятие или образ которого он хотел бы достичь. Главное дать ему свободу и не сковывать строгими рамками, как если бы заданием было изобразить именно «человека».
- И как вы выявляете проблемы? То есть понятно, что дети рисуют то, что им больше всего нравится или наоборот, беспокоит. Но бывает, что ребенок выглядит здоровым. Например, девочка нарисовала кота, который светится в темноте и ест плюшки. Очень творчески, но здесь же нет чего-то тревожного для ее возраста. А один мальчик своим героем сделал обычное дерево, и сам по себе держался вполне спокойно и уверенно. Тоже хороший признак.
- Да чаще всего у ребенка вообще нет проблем. Но и профилактика все равно никому не вредит. Поэтому на следующем занятии мы говорим детям представить путешествие своего героя. Сам ребенок может не знать, к чему он подсознательно стремится, но через его рисунок можно это понять. Он поставит цель персонажу, представит свой путь к ней. Еще мы обязательно говорим изобразить помощников в этом путешествии и мудрого старца, который подарил бы какой-нибудь волшебный подарок, который помог бы ему в достижении заветной цели.
- А сегодня вы продвинулись дальше, и задачей детей поставили нарисовать дом своего героя. Особый акцент сделали на окне и том, что он в нем видит. Дети рисовали комнаты полные книг, сладостей и игрушек. Но некоторые давали волю, фантазии и рисовали целые сады и подводные миры. Это тоже может быть хорошо и плохо?
- Иногда случается, что хрупкая девочка рисует огромный замок с толстыми стенами и шпилями. А внутри него живет принцесса, и замок ограждает ее от всего того что творится снаружи. Суть в том, чтобы в конце объединить все рисунки детей в один большой коллаж. Это даст им осознать, что каждый не сам по себе, а часть всего класса и поможет адаптироваться и в будущем.
- А что характерно рисовать для мальчиков и девочек? Наверняка есть какие-то гендерные предпочтения.
- Вообще девочки склонны рисовать уютную обстановку. В основном, мебель, любимые вещи, какие-то женские аксессуары и что-то позитивное. Мальчики же больше склонны к агрессии: рисуют горы с острыми краями, даже скалы, экспрессию и что-либо связанное с электричеством. То есть все то, что как раз для них характерно. Но и здесь бывает, ребенок изображает человечка на островке, ров и вокруг какие-то пропасти и препятствия».
- Когда вы объясняете, все кажется понятным. Даже дома родители по рисункам своего чада могут понять, что ребенка что-то не устраивает. Как определить, где кончается просто наглядный пример и начинается уже прочтение чего-то скрытого в ребенке?
- Да, конечно арт-терапия не самый сложный уровень в психологии. Соглашусь, диагностировать душевное состояние ребенка с помощью рисунков не составляет труда. Это позволяет узнать душевное состояние, дает понять, над чем нужно поработать. Можно даже увидеть его скрытые мотивы, желания и страхи. Так что как говорится: «все гениальное просто». Так что метод вполне себе оправдан и дает наглядные результаты.
На следующем занятии я хочу дать детям задание рисовать красками. Карандашом мы просто делаем линии, изображаем мелкие детали. Но кистью получается размашистое движение. И потому ребенок знает, что ювелирно рисовать не получится и проявляет больше экспрессии. Потому настраивается выражаться на бумаге смелее.
Часто взрослые ведут себя с детьми авторитарно. Учителя в школе, родители и старшие ребята постоянно навязывают им свои взгляды. В таких условиях трудно вырасти уверенным в себе человеком, тем более лидером. И потому такие психологи как Искандер Артурович стараются помочь детям разобраться в себе, стать смелее и «выйти из домика». Но нельзя забывать, что каждый сам формирует себя и сам кузнец своего счастья.
Абдрафиков Азат